Театральные сезоны «ОМК-Участие» завершились спектаклем «Неизвестный друг»
Театральные сезоны БФ «ОМК-Участие» завершились спектаклем «Неизвестный друг» по одноимённому рассказу Ивана Бунина.
Новость о том, что моноспектакль с участием заслуженной артистки Ксении Раппопорт состоится в Выксе, была полной неожиданностью. Неужели мы увидим ту, которую итальянцы, видевшие самых гениальных и самых прекрасных и одарённых актрис, полюбили безоговорочно, сравнивая с великой Анни Маньяни? И были сомнения в том, как воспримут спектакль, в котором два героя – актриса и рояль? И забегая вперёд, скажу, что зал во время постановки не дышал. Выдохнул бурными аплодисментами.
Шедевр театрального искусства создан усилиями и талантами актрисы Ксении Раппопорт, блестящей пианистки Полины Осетинской, педагога по сценической речи и режиссёра Валерия Галендеева, художника по свету Глеба Фильштинского. И наша выксунская сцена будет принимать постановку с таким звёздным составом?!
Чудо случилось. Приняли. Полный аншлаг. Я не театральный критик. Пишу как чувствую и делюсь своими впечатлениями. Итак...
Начнём с Ивана Бунина
Мне казалось, что его кристальную прозу нельзя облечь в действия, жесты, в мизансцены, в то, что составляет основу постановки. Как передать в монологах чувства любящей и страдающей женщины? Её одиночество?
Рассказ содержит 14 писем, написанных ею. Она живёт далеко от России, в Ирландии, посреди Атлантического океана, где частые дожди и туманы, где всё мокро и серо, куда письма приходят редко. Ей одиноко, холодно, пусто. Но однажды она купила книгу. Возвращаясь на виллу, читала её не отрываясь и чувствовала себя мучительно счастливой. Чувства так переполняли её, что она решила поделиться ими с автором книги. Так началась её переписка. Вернее, не переписка, а письма в одну сторону. Писала и ждала ответа, но не получала. Письма-исповеди, письма-дневники. В них она делает почти невозможное, высказывает себя.
Язык писем – возвышенный слог ушедшей эпохи, рассказ об одиночестве и о любви, о страдании и счастье писать тому, кого полюбила, кто, может быть, ответит. Но с каждым днём у неё множатся сомнения. Может быть, хорошо, что писатель не написал ни одного слова, и в том тоже есть печальная прелесть… Надежда тает, и радость сменяется упрёками в жестокости, потом мыслями о том, что им не встретиться никогда. Да и надо ли? Что они могут сказать при встрече? Поняв бесплодность переписки, покорно смиряется и со странным чувством потери кого-то близкого возвращается к своему дневнику.
И в то же время в каком-то полубезумном состоянии надеется на встречу в мире ином. Пишет: «Прощайте!», а затем – как всхлип: «Или нет, всё-таки до свидания».
Слово и музыка
Маленький рассказ о больших чувствах не был бы столь пронзительно прекрасным и щемящим, столь исповедальным и искренним без музыкального иллюстрирования. Бессмертные мелодии музыки Петра Чайковского и Сергея Рахманинова, импрессионистов-композиторов Клода Дебюсси и Мориса Равеля тонко обозначали невыразимые состояния души, усиливали или смягчали чувства актрисы.
В Ксении Раппопорт происходили изменения от одного письма к другому. Ей удавалось «выразить невыразимое» и облечь чувства в слова. Она страдала и любила, упрекала и прощала.
Финальная сцена, когда из молодой, полной восторгов и надежд женщины актриса вдруг превращается в безумную старушку с трясущимися руками и погасшими глазами, вызвала почти такой же искренний испуг у зрителей…
…После спектакля, выходя из зала, спросила у коллеги: «Невероятно красивые и гениальные актриса, пианистка, режиссёр и художник, согласен?» «Да!» – услышала в ответ.