Слышишь, время гудит – БАМ!
Сегодня, пожалуй, не каждый представитель молодого поколения сможет ответить на вопрос, что же такое БАМ, тогда как для старшего поколения БАМ – это их комсомольская молодость.
В этом году наша страна отмечает сразу две даты, связанные с одним из самых амбициозных проектов СССР – строительством Байкало-Амурской магистрали. Легендарный БАМ начали строить ровно 92 года назад, 13 апреля 1932 года. А 50 лет назад, в апреле 1974 года, возобновили работы, остановленные в начале 1960-х. Это стало вторым рождением БАМа и самым масштабным проектом 70-х годов прошлого века. Строительство железной дороги объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Туда хлынули тысячи комсомольцев.
Для советской молодёжи тех лет эта аббревиатура из трёх звонких букв была пропитана романтикой, стуком вагонных колёс, желанием сорваться с насиженного тёплого места и мчаться в неизведанные дали. Туда, «где багульник на сопках цветёт», чтобы в едином порыве возводить города, прокладывать тоннели, укладывать рельсы, до хрипоты петь комсомольские песни возле костра… Пусть тяжело, пусть гнус и мошка изводят донельзя, пусть во временных посёлках грязь по колено летом, а зимой морозы, небывало нещадные и невиданные. Но зато – такой энтузиазм вокруг, такое желание быть причастным к этой великой и грандиозной «стройке века»!
Промышленные предприятия страны соревновались за право обеспечивать своей продукцией строительство БАМа. Выксунский металлургический завод поставил более ста тысяч тонн труб для мостов и инфраструктуры ЖКХ во вновь создаваемых городах и более десяти тысяч железнодорожных колёс. Завод дробильно-размольного оборудования (ДРО) отправил более двадцати дробилок для переработки камня в гравий и щебень, необходимый для отсыпки железнодорожной насыпи и путей.
В 1975 году издательство «Молодая гвардия» выпустило книгу «100 интервью с советскими женщинами», среди которых были лауреат Ленинской премии народная артистка СССР Людмила Зыкина, лауреат Государственной премии доктор медицинских наук Зоя Миронова, лётчик-испытатель СССР Марина Попович. В книгу вошло и интервью с Любовью Чураевой, простой труженицей, строителем, бригадиром комсомольско-молодёжной бригады треста -10 «Металлургстрой» из Выксы.