Назад

Семьдесят мгновений из жизни Валентина Крёкина

Семьдесят мгновений  из жизни Валентина Крёкина
26 октября 2024 г.
Так называется выставка работ преподавателя детской художественной школы имени Бориса Бедина.

Её открытие состоялось в День учителя. Царила атмосфера праздника искусства. Чествовали тех, кто учит детей азам живописи, рисунка, композиции, учит видеть мир по-иному: в красках. 

Вручали дипломы и благодарственные письма за воспитание юных дарований, за то, что выпускники школы становятся продолжателями традиций своих учителей, несут в мир красоту, любовь и доброту. Самое ценное в том, что среди педагогов нынешней школы – и бывшие её выпускники. Сегодня они коллеги. Содружество учителей двух и даже трёх поколений учеников и учителей даёт добрые плоды. 

О выставке, художнике и секретах мастерства

– Я представил работы за 10-12 лет. Ранних здесь нет. Мне они кажутся наивными, – начал свой рассказ, своеобразный путеводитель по выставке, её автор Валентин Крёкин. – Для меня программными продолжают оставаться натюрморты. Все они написаны в нашей творческой мастерской. Ставлю натюрморт – ко мне подтягиваются учителя. Получается школа для них, для меня – возможность показать себя в деле. Тогда уроки усваиваются лучше. Язык искусства – свой язык. 

Секреты

Серия «Праздники» посвящена большим православным событиям, таким как Вербное воскресенье, Пасха. Сдержанное настроение Вербного воскресенья выражено в предметах и символах дня. Икона, веточки вербы, скромные сухоцветы в прозрачной вазе… В центре композиции – горящая свеча. Ощущение, что её только что зажгли. Пришла хозяйка вечером из церкви, положила у иконы просфору, зажгла свечу. Тепло и радостно стало на душе. Колорит картины сдержанный. Это как преддверие большого события: на душе светло и радостно, но вселенский праздник ещё впереди.

Радостное настроение создаёт натюрморт «Пасха». Те же предметы, но краски другие, яркие, преобладает красный цвет. 

Куличи с белоснежными шапками, яркие яйца на блюде – символы праздника. 

Секрет – в мастерском владении цветом, светом, композицией, умением создавать натюрморты «говорящие», когда ты, стоя у картины, беседуешь с ней. 

На вопрос, почему у него нет яркой осени, безудержной в цвете, Валентин Крёкин ответил:

– У меня подход к осени иной. Ранняя осень в колористическом плане не так интересна. В ней царит монохромность, вялость, пожухлость красок. Но настаёт пора, когда в монохром вливаются оттенки охры. И тогда всё оживает. Как будто наступает новая жизнь, как обещание возвращения молодости. Это своего рода пограничное состояние осени. Запечатлеть эти мгновения – и есть чудо. Мне они очень дороги. 

Выксунский Куинджи

Так называют Валентина Крёкина его коллеги. 

– Валентин Викторович умеет передавать свет. Когда смотришь на его натюрморт со свечой у иконы, кажется, что свеча горит. 

В пейзажах, выставленных на втором этаже, таких моментов свечения красок много. Ученики заглядывают даже за картину: не горит ли там лампочка? Мастерство передачи света. В коридоре полутемно, а картины светятся! – рассказывает преподаватель Ирина Шукаёва.

В пейзаже «Ночь опускается» он запечатлел неуловимое мгновенье последних солнечных лучей. Гаснет небо. Спускаются сумерки. У сарайчика копошатся куры. И вдруг солнце освещает их золотым светом.

Другой пейзаж. Луч солнца золотого осветил поленницу дров у баньки. На границе леса стоят несколько домиков. Из трубы баньки вьётся сизый дымок. И так сразу тепло и уютно становится на душе. 

«Дивеевский скит» – и опять мастер света Валентин Викторович в спустившихся сумерках задерживает солнце на сложенных копной дровах. И добавляет ещё один штрих: над крышами деревянных домиков возвышается белый храм с голубыми куполами. Земное и неземное слились в гармонии. 

Большое полотно «Верхний пруд. Лодки» можно назвать программным в творчестве художника. Вечная тема борьбы света и тьмы, добра и зла. Гнетущая чернота неба, нависшего над водной гладью. 

Тёмная, с редкими охристыми всплесками полоса леса, замершая в ожидании. Чайка, севшая на шест возле лодки. Тишина. Что-то сейчас случится. Прольётся ли небо ливнем или… выглянет солнце, которое прячется за объёмным, огромным облаком. Да будет свет!

Художник сказал, что намеренно не представил другие работы. В его раннем творчестве преобладали иные краски, иное настроение. Серая осень. Дожди. Туманы. Забытые деревеньки. Грустный уход в забвение. Была в этих работах своя поэзия. И усталость. 

Пришли иные времена. Художнику посчастливилось посещать несколько лет Валаамские острова. Он писал вдохновенно и самозабвенно. Там родились его филигранные по отточенности и музыкальности карандашные рисунки. Графика.

Поворот 

Наступил поворот и в творчестве. И сегодня мы видим, что свет победил тьму. Солнце пробивается.

Талант обретает новую силу, впереди ещё много светлых мгновений жизни, Мастер напишет новые картины, и главная из них – впереди! Вдохновения Вам, Валентин Викторович! Ждём шедевров!

© Выкса Plus 2024