Легко ли библиотекарю шагать в ногу со временем
Лето всегда было временем чтения. На каникулы школьники уходили со списком книг, которые необходимо было прочитать.
И всегда для одних это была мука, для других – познание новых миров, героев, событий.
К сожалению, сегодня для многих детей чтение – утомительное, скучное и даже неинтересное занятие. И всё-таки в библиотеку они заходят, книги выбирают. И на помощь приходит библиотекарь, который и расскажет, и совет даст, и ещё может в ролях разыграть содержание произведения.
В этом году Центральная библиотечная система объявила конкурс творческих работ (эссе) «Я – библиотекарь». Представители этой профессии – люди дисциплинированные и эрудированные. Эссе написали. Всего – 16. И каждое сочинение – признание в любви. В каждом убедительное доказательство того, что без книги и чтения жизнь невозможна так же, как без воздуха и воды.
Сегодня публикуем некоторые творческие работы. Надеемся, что признания библиотекарей в любви к профессии помогут одним выбрать учебное заведение, другим – чаще читать и заходить в книгохранилища, третьим – искать книжные новинки. Согласитесь, что не всё и не всегда можно прочитать и найти в Интернете.
Благодаря Фарберу влюбилась в… книжные тома
Многие считают, что профессия библиотекаря скромна, незаметна и проста. Но мы знаем, что профессионалом в нашем деле быть очень и очень непросто.
В Шиморскую поселковую библиотеку я пришла в 1979 году. Для меня это было большой радостью и удачей, потому что желающих работать здесь было много.
Любовь к чтению мне привил преподаватель литературы Анатолий Исаакович Фарбер. Я была председателем литературного клуба «Муза», который он организовал в школе.
Чтобы работать библиотекарем, нужно иметь специальное образование, и я поступила заочно в Нижегородскую культурно-просветительную школу. Окончив её, стала библиотекарем детского отделения, в котором был накоплен передовой опыт по профориентации и профадаптации учащихся и молодёжи. Совместно с Шиморской сельской библиотекой разработала проект «Из школы в жизнь», в рамках которого старшеклассники Шиморской школы встречались с людьми разных профессий. Кому-то это помогло при выборе учебного заведения.
Библиотека реализовала программы «Мы выбираем жизнь» (по профилактике асоциальных явлений среди молодёжи) и «Памяти нашей достоин», посвящённый знаменитому земляку Николаю Петровичу Ключарёву. Итогом стало открытие музейной комнаты его имени.
Важным проектом о женщинах – участницах Великой Отечественной войны стал «Одна судьба – одна победа», в котором наша библиотека заняла одно из призовых мест.
С 2017 года обе библиотеки посёлка работали с воскресной школой при церкви Успения Божией Матери по проекту «Святого слова истина и суть».
За моими плечами 43 года библиотечной деятельности, и я не жалею о своём выборе, потому что знаю, что эта работа нужна людям.
Галина Копкова
От воспитателя до библиотекаря шаг длиной в 20 лет
Мечтала быть воспитателем. Стала им. Воспитанникам Выксунского дома ребёнка, где находились дети без родителей, отдала 20 лет жизни.
И вот уже три года работаю в Мотмосской сельской библиотеке. На работу иду как на праздник. И знаю, что каждый новый день будет не похож на предыдущий, что он принесёт то новое и ещё неизвестное, с чем я обязательно справлюсь.
Сегодня библиотекарь – это как многорукий Шива. Он должен уметь всё: заинтересовать, убедить, посоветовать. Поняла, что нынешним детям, которые привыкли не читать, а смотреть, книгу надо представлять в образах. Помогло сотрудничество со школами: мотмосской средней, детской художественной им. Бориса Бедина и с коррекционной.
Вместе с художниками организовали клуб «Весёлые краски». Ребята охотно включились в творчество. Мы путешествовали с ними в страну фантазёров, познакомились с произведениями Николая Носова, рисовали портрет Незнайки. Рассказы Виктора Драгунского вывели нас на театрализацию рассказа «Мишкина каша». Приглашение на «Поляну сказок» превратилось в весёлую пантомиму и отгадывание сказок. Работая с образами книжных героев, дети учились фантазировать. Они уже привыкли к тому, что свои впечатления можно выразить в красках.
От малого пришли к большому: стали рисовать картины. Работы «Зимняя сказка» и «Лето глазами детей» украшают стены библиотеки и радуют читателей.
Виртуальная выставка творческих работ Ольги Никулиной «А красота проста…» и «Фантазии полёт и рук творение», подготовленная мной, вызвала интерес у преподавателей ДШИ. Моё первое мероприятие для начальных классов «Путешествие в гости к книге» позволило привлечь в библиотеку новых читателей. В 2019 году в летнем школьном оздоровительном лагере «Радуга» мы провели интер-активную игру «Мир сказок Пушкина», литературную «Мой друг Незнайка» и летние чтения стихов «Лето, книга, я».
Довольна, что судьба дала мне шанс работать здесь. Спасибо всем моим опытным коллегам. Мы с читателями сможем придумать и реализовать ещё много идей. Ведь благодаря им поняла, что эта профессия мне очень близка.
Елена Симакова
Вечный ученик и учитель в своей профессии
В детстве часто ходила в библиотеку и наблюдала за работой библиотекаря, но о том, чтобы иметь такую профессию, даже и не думала.
Всё вышло совершенно случайно. В 1990 году мне предложили место библиотекаря. Работала, потом уходила, вновь возвращалась. С 2015 года – ведущий библиограф Центральной детской библиотеки.
Я вечный ученик, потому что постоянно учусь у книг, у коллег, у своих читателей. Особенно ценно общение с самыми маленькими, ведь я должна показать им, как прекрасен и интересен мир книги.
Думаю, что тем, кто не любит читать, а библиотеки обходит стороной, просто не повезло со специалистом. И ещё один важный момент. Интернет вытесняет посещение библиотеки, а иногда и полностью его заменяет. Изо дня в день незаметно и неумолимо утрачивается культура чтения. Наша задача – индивидуальный подход при выборе книг, живой диалог, обмен мнениями, дискуссия, выявление круга интересов.
Признаться, выполняю много функций различного характера, много рутинной работы, но когда начинаю реализовывать творческие проекты, сразу оживаю, рождаются идеи и бурлит фантазия. В такие моменты испытываю радость и удовлетворение.
Считаю, что современный библиотекарь должен постоянно двигаться вперёд, быть инициативным и энергичным, обладать выдумкой, фантазией, высоким профессионализмом и мастерством. У него должен быть большой творческий багаж.
Ни разу не пожалела о своём выборе. Наверное, потому, что меня всегда окружали увлечённые люди.
И сегодня с гордостью говорю: «Да, я люблю свою профессию. Она не даёт останавливаться, благодаря ей я развиваюсь как личность».
Инга Биткина, ведущий библиограф Центральной детской библиотеки
Ежедневно чувствую благодарность юных читателей
В детстве я мечтала быть воспитателем детского сада. Но мама привила любовь к чтению, покупая мне первые детские книги.
С семи лет я уже стала активным читателем. После уроков часто прибегала к маме на работу в Центральную библиотеку. Уже с детства узнала многие премудрости этой благородной профессии. А сколько радости было, когда мне стали доверять подклеивать книги, журналы, ставить штампы и приклеивать листы возврата!
Заочно окончила Горьковское культурно-просветительное училище по специальности «Библиотечное дело». И вот я библиотекарь с 34-летним стажем. Начинала в детской библиотеке м-на Юбилейный, сейчас работаю в Центральной детской.
Мне нравится заниматься с детьми. Мне интересен их мир. Они меня постоянно удивляют: что-то придумывают, сочиняют, делятся своими достижениями. Несут свои рисунки, поделки. Рассказывают мне о самом сокровенном. Как трогательно смотрятся незаметно оставленные конфеты на моём рабочем столе! Увидев меня издалека, ребятишки бегут навстречу с радостным криком: «Ура, библиотекарь идёт!». А уходя из библиотеки, подходят и крепко обнимают на прощание. Как вы думаете, ради этого стоит работать?
Я – библиотекарь. И говорю это с гордостью всегда, везде. Существует стереотип: сидит человек, выдаёт и записывает книги. Вроде бы всё просто! Но это далеко не так. По-моему, миссия современного библиотекаря – идти в ногу со временем и организовывать библиотечное пространство так, чтобы оно было досуговым центром, местом информационной культуры. Каждый раз радуюсь, когда дверь библио-теки открывает новый любитель книги.
Встречаю самого маленького читателя с улыбкой и стараюсь угадать его выбор. Самое замечательное в нашей профессии – это счастливые глаза ребёнка. Библиотекарь – не просто хранитель книг. Он должен обладать искусством общения и перевоплощения, способностью продумывать и внедрять новые идеи, незаурядной выдумкой и высоким профессионализмом.
И вот я сказочный герой Карлсон, который приглашает ребят побывать в удивительном городе, где вместо улиц – ряды книжных стеллажей, вместо этажей – книжные полки, дома – это тома книг. И у каждого своё название. Дети знакомятся с жителями – литературными героями. Ещё Карлсон рассказывает юным читателям, для чего нужна библиотека, знакомит с правилами поведения в ней, обращения с книгой.
Когда ежедневно работаешь с детьми, помогаешь в выборе книг, организуешь познавательные игры, чувствуешь благодарность детей – понимаешь, что твоя работа полезна и необходима. А это самое главное!
Елена Фадина
«В кругу литературных друзей» и «Аптека для души»
Наша Ближнепесоченская поселковая библиотека уже три года сотрудничает с социально-реабилитационным центром «Пеликан».
Главная задача – развитие у воспитанников интереса к книге и чтению как к источнику информации. Программа «В кругу литературных друзей» воспитывает у детей не только интерес к чтению, но и навыки общения. Очень полезной стала программа «Аптека для души», в ходе которой мы проводим индивидуальные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья, вовлекаем их в разные конкурсы, акции по творческому развитию.
Библиотекарь должен учиться всю жизнь, и только тогда он станет специалистом своего дела. Именно поэтому в 2010 году я окончила Нижегородский институт менеджмента и бизнеса. Полезной для меня стала переподготовка в Центре народного творчества Нижегородской области. Уже шесть лет работаю в Ближнепесоченской библиотеке и стараюсь воспитать как у взрослых, так и у детей интерес к семейному чтению.
Ничто так не сближает, как совместное чтение книги.
Мы столкнулись с проблемой нечитающих детей и подростков (особенно в период пандемии и дистанционной деятельности библиотеки), именно поэтому начали внедрять современные технологии. Создано сообщество «Ближнепесоченская поселковая библиотека» в социальной сети «ВКонтакте». Проводим виртуальные мероприятия: ввели рубрики, пропагандирующие книги и чтение, создаём интерактивные игры и программы, проводим конкурсы и викторины и др.
Подобное универсальное направление является лучшим в организации мероприятий и в онлайн, и в офлайн формате, позволяет сделать библиотечное мероприятие интересным и привлекательным для современного ребёнка и подростка.
В клубе «Родничок» у нас занимаются и дошколята, и младшие ребята: воспитывать интерес и любовь к книге необходимо начинать именно «с младых ногтей».
Прошла разные курсы повышения квалификации, но всё-таки особо значимыми считаю «Библиотека без границ: особый ребёнок в библиотеке», базовый и углублённый курс в области корректного обращения с людьми с ментальной инвалидностью. Полученные знания научили меня находить интересные и творческие методы работы с книгой, её представление читателю через анализ сюжета произведения и обязательного вывода – результата. Получила незабываемый опыт работы с разножанровой художественной литературой по созданию квестов, интерактивных игр. Работа в интернет-программах позволяет сделать мероприятия интересными и увлекательными.
У посёлка хорошее будущее. Запланировано строительство нового здания Дома творчества, где предполагается помещение и для библиотеки, которая сегодня идёт в ногу со временем, а книга стала необходимой читателям.
Юлия Диминенко
Нужна и быстрота движений, и быстрота ума нужна
Вот так, включив эти строчки стихотворения в своё отношение к библиотечной работе, я почти ответила на вопрос, что это за профессия.
По образованию я клубный работник, руководитель фото-киносамодеятельности. После окончания Нижегородского областного культурно-просвети-тельного училища пришла в Новодмитриевский районный Дом культуры. Сначала – инструктором по работе с детьми, а затем методистом культурно-массовых мероприятий. Но здесь, на первом этаже Дома культуры, находилась сельская библиотека, и в ней – Валентина Васильевна Мишунина. Мы были молоды, а она, как могла, нас опекала, согревала, оберегала и учила уму-разуму. В свободное время я помогала ей обрабатывать поступившие книги, а она мне приберегала книжечку для чтения. И почему-то она именно во мне увидела того самого библиотекаря.
В 1994 году я приняла у Валентины Васильевны, проработавшей 46 лет, Новодмитриевскую сельскую библиотеку с фондом более 14 000 книг. Мне нравится моя работа. Я с удовольствием приветствую всех читателей, открываю двери и пожилым, и юным читателям. Всегда очень рада людям, которые идут за книгой, за добрым словом, иногда за советом.
Библиотекарь на селе – это ещё и краевед. Так и я увлечена сбором информации о своём селе, о колхозе и совхозе, которые здесь были. Материал по истории села находится в небольшой музейной комнате, где собраны предметы крестьянского быта – свидетели былого. С удовольствием провожу экскурсии, рассказываю о нашей малой родине. Поисковая работа продолжается, интерес к прошлому у жителей не ослабевает.
В 2020 году библиотека стала победителем областного конкурса «Культурная мозаика». На заслуженную премию обновили информационное пространство помещений, пополнили фонд детской литературы, установили новые стеллажи, приобрели игровые приставки.
Но библиотека, я думаю, это всё-таки дом книги и просвещения. Новые издания и технологии интересны взрослым и детям. Мы даже условия пандемии использовали во благо.
Без библиотеки жизнь на селе невозможно представить.
Антонина Чураева, заведующая сельской библиотекой
Сегодня вы узнали о профессии библиотекаря из первых уст. Надеемся, что авторы наших публикаций и заинтересовали, и убедили вас в том, что слова Александра Пушкина «Чтение – вот лучшее учение» никогда не утратят своей актуальности.