Ансамбль, который стал визитной карточкой
Согласитесь, что говорить о музыке, не слыша её, дело неблагодарное, да и ненужное. Как и рассказывать о картине, не имея её перед собой. Иное дело – слушать рассказ непосредственных участников творческого процесса.
И сегодня, в преддверии женского праздника, предлагаю вам историю, рассказанную пианистами. Я лишь слегка направляла беседу в нужное русло.
В разговоре участвовали пианисты – преподаватели Лариса Юращик, Ольга Ширшкова, Татьяна Чупрынова, Ирина Спиридонова. Это и есть квартет.
– Добрый вечер, уважаемые музыканты. Как обычно, начнём с начала. Как и когда родился ваш ансамбль?
Лариса Юращик:
– В школе на концертах мы обычно играли дуэтами. Я – с Ольгой Ширшковой, Татьяна Чупрынова – с Ириной Спиридоновой. В 2013 году мне в руки случайно попали ноты Полонеза Фредерика Шопена (переложение для восьми рук). В то время мы готовились к очередному концерту памяти преподавателей. Ноты оказались как нельзя кстати. Я предложила коллегам сыграть. Нам понравилось, и мы решили продолжить совместное творчество.
Ирина Спиридонова:
– Приятно выступать таким ансамблем. Почему «Дивертисмент»? В переводе с французского означает «развлечение», лёгкая музыка. Музыка, которая легко воспринимается. Та, что понятна и неподготовленному слушателю.
– Но ведь надо и ноты найти для ансамбля в восемь рук?
Лариса Юращик:
– Да, пришлось освоить компьютер! Есть много зарубежных сайтов с нотами для восьмиручного исполнения. Сейчас, кстати, из-за санкций многие стали недоступны в России. Приходилось слушать много новой музыки на YouTube, а затем на понравившуюся искать ноты.Так нашлись ноты для восьми рук «Серенады» немецкого композитора Густава Гурлитта. Говорю: «А не сделать ли нам литературно-музыкальную композицию? Про композитора мало кто знает, а мы и «Серенаду» его сыграем, и о нём расскажем. Готовый мини-концерт!»
Татьяна Чупрынова:
– Раньше в школе такого уровня концерты никто не проводил. Мы не только исполняли произведения, но и рассказывали о музыке, применяя мультимедийную презентацию. Работы хватало на всех! Когда мы стали выступать в разных аудиториях и на творческих площадках, то оказалось, что слушателям такая форма общения понравилась. Музыка воспринимается лучше. Мы решили, что заняли свою нишу. За эти годы в нашем репертуаре были Иоганн Себастьян Бах и Эдвард Григ, Антон Рубинштейн и Людвиг ван Бетховен.
Ирина Спиридонова:
– Главное, что нам стало интересно играть и симфонии! (Опять же, в переложении для восьми рук). Симфоническая музыка – это прекрасно! Но не все имеют возможность послушать её в нашем городе вживую. Мы же предоставили её слушателям и сами увлеклись этим творчеством.
Лариса Юращик:
– Работая над симфониями, мы ставим задачу передавать звуками тембры различных музыкальных инструментов, начинаем копаться в нюансах, чтобы полнее передать характер. Поэтому и звучим как маленький фортепианный оркестр.
За нашими плечами есть достаточный опыт такой работы. Мы исполнили и симфонию №40 Вольфганга Моцарта, и пятую Бетховена, и его «Эгмонта», сейчас работаем над симфонией Петра Ильича Чайковского «Зимние грёзы».
Ирина Спиридонова:
– Играя фортепианную музыку в квартете, мы получаем доступ ко всей музыкальной литературе! Есть переложения оперных и балетных произведений. Всё доступно, когда играешь в восемь рук. А любимую сороковую симфонию Моцарта исполняли много раз и получали истинное удовольствие!